Выстраивая дружеские отношения с другими государствами, России необходимо держать в уме накопленный опыт.

Глава правительства Армении Никол Пашинян, выступая на встрече лидеров стран ЕАЭС, отметил, что 70 стран уже ввели запреты на экспорт медицинских средств и лекарств. Пашинян не исключает, что тенденция расширится, охватив более широкий спектр товаров.

В связи с этим он заявил, что «для стран с ограниченными экономическими возможностями и ресурсами она может иметь самые тяжелые последствия. Мы поддерживаем иную стратегию – стратегию, построенную на философии сотрудничества и партнерства».

Безусловно, в нынешней ситуации хорошие отношения с другими странами необходимы всем, в том числе Армении и России. Однако партнерство – это дорога с двусторонним движением, то есть предполагает взаимную выгоду. В противном случае это не дружба, а использование.


Мы прекрасно помним времена, когда Украина пользовалась фактически льготным режимом в сфере экономического взаимодействия с Россией. В течение многих лет Киев закупал российские энергоносители по сравнительно невысокой цене. Товары с Украины широко поставлялись на российский рынок.

Не секрет и то, что Москва смотрела сквозь пальцы на несанкционированный отъем газа, чем Украина занималась неоднократно. Тем временем официальный Киев проводил политику, далекую от той, что принята среди дружественных государств.

Проводились демонстративные политические демарши, замаскированные под культурно-исторические, мемориальные акции. Так, например, в 2009 году Украина широко отмечала 350-летие Конотопской битвы, которую пропаганда подает как победу «украинских казаков» над конницей русской армии.

Ранее, в 1999 году при якобы пророссийском президенте Леониде Кучме был установлен мемориал в честь Сечевых стрельцов, подразделению, воевавшему на стороне Австро-Венгрии против России.

Президенты Украины менялись, менялась и степень радикализма их политики, однако общий вектор оставался неизменно антироссийским. Для своих целей официальная власть на Украине использовала выгоды от сотрудничества c Россией, но действовала так, чтобы наши страны отдалялись друг от друга в культурно-гуманитарной сфере.

Прошлого не вернешь, и теперь следует извлечь уроки из ошибок. Поэтому, выстраивая дружеские отношения с другими государствами, необходимо держать в уме накопленный опыт. Следует внимательно присмотреться к тем тенденциями, которые обозначились в странах, с которыми Россия поддерживает партнерство, и даже считает их союзниками.

Премьер Армении говорит о том, что у его страны ограниченные возможности по транзиту и транспорту, но с другой стороны, подвергает уголовному преследованию российскую компанию «Южно-Кавказские Железные Дороги», «дочку» РЖД, которая последние годы выполняют функцию «дороги жизни» для его страны.

Так, еще в августе 2018 года прошли обыски в «дочке» РЖД, компании, работающей в Армении, ЗАО «Южно-Кавказская железная дорога». Обыск провели ночью, изымались документы, досматривались личные вещи сотрудников. В «операции» принимал участие спецназ.

Возбуждено уголовное дело по подозрению в неуплате налогов. Озвучили и сумму – она оказалась «колоссальной», целых 19 тысяч долларов.

Видимо понимая несоизмеримость жесткости принятых мер с одной стороны и копеечной неуплаты с другой, причем не доказанной, а только возможной, Никола Пашинян вскоре заявил, что, по его предварительным сведениям, речь идет о злоупотреблениях в 60 млн долларов.

Когда в таком контексте ход следствия комментирует первое должностное лицо и в деле начинает фигурировать сумма, принципиально иная, чем в начале, выглядит это, мягко говоря, двусмысленно. По меньшей мере, косвенно такие заявления способны влиять на ход следствия. Уже по этой причине официальные лица в руководстве государств не должны их озвучивать.

Однако Пашинян нарушил неписаное правило. Следствие идет до сих пор, его предметом стал уже не один эпизод, а многолетняя деятельность компании.

Премьеру Армении неоднократно делались намеки на урегулирования этого вопроса, однако дело никак не закрывалось. Это стало причиной заявления наиболее терпимого к Армении главы МИД России С.Лаврова 21 апреля на видеоконференции о том, что «союзничество должно проявляться во всех областях, в том числе и в экономической. Мы очень расчитываем, что те судебные процессы, которые начаты за последние два года в Армении в отношении совместных предприятий, в том числе ЮКЖД, будут урегулированы без каких-либо попыток привнести туда вещи, которые не подобают между союзниками…».

Выступление именно С.Лаврова по данной тематике демонстрирует, насколько Кремль устал от неразрешенных вопросов в отношениях с Арменией.

Мы говорили о ситуации в гуманитарном пространстве Украины, а что в этой сфере происходит в Армении?

В 90-х годах согласно «Закону о языке» в Армении были закрыты почти все русскоязычные школы. Конечно, оставались школы при российских диппредставительствах и военной базе, ведь они входят в систему образования России. Там учились в основном дети военнослужащих, пограничников, дипломатов, командированных госслужащих и сотрудников российских предприятий.

Также отметим единственную государственную русскоязычную школу в селе Фиолетово. Дело в том, что по законодательству Армении, разрешаются школы в месте компактного проживания национальных меньшинств, а в селе Фиолетово живет община молокан. Существуют также частные школы, но они платные.

Конечно, в качестве иностранного языка русский преподается в общеобразовательных школах, однако в середине 2000-х количество часов преподавания сократили. Причем в классах с русским языком обучения могут учиться только дети граждан России, представителей национальных меньшинств и граждан Армении, которые обучались на русском языке ранее в России или других странах СНГ.

Отдельным и важным вопросом является уровень преподавания русского языка. На этот счет у нас есть оценка министра образования и науки Армении Левона Мкртчяна, который в 2016 году заявил, что «ситуация с русским языком в Армении неблагоприятная. По данным первого этапа, если не ошибаюсь, около 30% абитуриентов получили неудовлетворительную оценку по русскому языку. Прежде всего, это говорит об уровне преподавания русского языка в школах».

Таким образом, есть вопросы и к качеству преподавания русского языка и к числу русскоязычных школ в Армении. Не следует ли поднять эти вопросы в контексте развития отношений между нашими странами?

Другим важным аспектом культурно-гуманитарной сферы является отношение к деятелям прошлого. Здесь вновь обнаруживаются определенные параллели с Украиной. Мы прекрасно знаем, что там многие годы открыто героизировались одиозные персонажи, сотрудничавшие с нацистской Германией. Не то же ли самое происходит сейчас в Армении?

На этот счет есть сведения в официальном докладе МИД России «О ситуации с героизацией нацизма, распространении неонацизма и других видов практики, которые способствуют эскалации современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости». В нем, в частности, отмечается, что «бывшая правящая Республиканская партия Армении предпринимала шаги по увековечению памяти такого неоднозначного политического деятеля националистического толка, как Г.Нжде, в отношении которого имеется информация о сотрудничестве с Третьим рейхом» (в 2016 году в Ереване ему воздвигли памятник).

Да, Пашинян подчеркивает, что почитание Нжде объясняется его деятельностью по созданию государственности Армении. Однако аналогичный аргумент используют и апологеты необандеровской идеологии в отношении своего идеологического «отца». К каким последствиям это привело на Украине – известно. Не произойдет ли то же самое в Армении?

В любом случае, представляется очевидным, что российской дипломатии есть над чем поработать на этом направлении.

Ежегодно в Армению из России высылается более 1 млрд. долларов трансфертов, и именно эти деньги являются главным источником дохода для населения. Плюс сотни тысяч российских туристов, которые поддерживают реальный сектор экономики.

В этих условиях заявление премьера Армении о помощи и надеждах на сотрудничество в рамках ЕАЭС должны совпадать с действиями в отношении России, исторической памяти и справедливом, оперативном рассмотрении дел в отношении российских компаний. В противном случае, даже просьба премьера Армении президенту России вмешаться в вопрос ценообразования на газ для армянских потребителей будет оставаться в воздухе.

Источник: km